ПОРТРЕТНАЯ ФОТОГРАФИЯ. ЗАНЯТИЕ 2

Содержание:

Свет в фотографии
Жесткость/мягкость света
Спектр излучения
Чистота светотеневого рисунка
Контраст освещения
Освещение в портрете
Положение источника освещения

Свет в фотографии

Сочетание света и тени (светотеневой рисунок) передает информацию о форме лица, о каких-то индивидуальных особенностях, передает его объем.
Есть блюда питательные, вкусные, но выглядят они неаппетитно.
По аналогии, работа со светом в портретной фотографии – попытка сделать блюдо не только питательным, но и красивым.
Жесткость/мягкость света
Если тень имеет чёткую границу – свет жёсткий, если граница тени размыта – свет мягкий.
Важен относительный размер источника света.
Большой источник освещения, отодвинутый достаточно далеко от модели, будет иметь относительно неё малый размер. И свет от него будет жёстким.
Солнце во много раз больше Земли, но, находясь на большом расстоянии, оно имеет небольшой относительный размер и поэтому свет от Солнца жесткий.
Жёсткий свет хорошо подчёркивает детали и фактуры: каждый волосок, каждая неровность кожи будет видна.
Использование жесткого света в гламурной съемке обусловлено задачей показывать фактуру, детали, подробности. Гламурная съемка используется в рекламе для продажи одежды, аксессуаров, украшений. Это съемка не про самих моделей, а про то, что они демонстрируют на себе.
Жесткий свет требует умения с ним работать. Использование такого освещения – показатель хорошего уровня фотографа.
Мягкий свет хорошо передает общий объем, с мягким светом часто легче работать.
Необходимо следить как ложатся тени. Так как светом на улице мы управлять не можем – управляйте моделью.
Модель будет в переотраженном свете, который по характеру скорее всего будет мягким.
Важно помнить, что если за окном солнце – то свет все-равно будет жесткий. А вот в пасмурную погоду или если между окном и моделью будет тюль, то свет будет рассеянным, мягким.
Еще один вариант – направить свет в стену или потолок. Размер источника освещения увеличится и свет станет мягче.
Спектр излучения
Лампа накаливания имеет равномерный спектр с провалом в синих тонах. Цвета в таком освещении передаются хорошо, но могут смещаться в оранжевый оттенок, что легко правится балансом белого.
Люминесцентные лампы имеют «рваный» спектр излучения. Хорошие цвета получить в таком излучении практически нераельно. Настройкая баланс белого и средства компьютерной коррекции тут будут скорее всего бессильны.
Уличное освещение обладает теми же недостатками. При этом яркость освещения может более чем достаточной для съемки.
Чистота светотеневого рисунка
Множество теней неестественно для нашего восприятия, привыкшего к одной тени – от солнца.
Множество локальных источников освещения создают уют в доме, но для фотографии такой свет не подходит.
При использовании нескольких источников мы часто получаем «грязный» свет, со множеством теней, направленных в разные стороны.
Контраст освещения
Источником освещения в пасмурную погоду выступает все небо – источник освещения очень большой, свет рассеянный, мягкий, низкоконтрастный.
Освещение в портрете
Рисующий – источник света, который задает светотеневой рисунок. С одной стороны — свет, с другой стороны – тень.
С умеренно жестким светом будет хорошо видно как легли тени, при этом такой свет не будет слишком требователен к фактуре.
Источником освещения может быть студийный прибор, настольная лампа, окно и пр.
Тренироваться лучше всего в полутемном помещении, чтобы хорошо было видно тени от вашего источника.
Классический вариант портретного освещения не является догмой, не является обязательным к исполнению, но является привычным для нас в силу насмотренности.
Положение источника освещения
Тень от носа падает на губу, источник освещения наверху — окно под потолком, лампа на потолке, солнечный свет днем. У художников не было в студиях окон в потолке, поэтому на живописных портретах вы не встретите такого освещения. И для зрителей, привыкших к классическому освыещению, оно тоже будет смотреться странно.
Тень от носа задирается наверх, источник освещения расположен довольно низо, ниже, чем люди привыкли его видеть на полотнах художников и на фотографиях мастеров.
Положение источника не является догмой, но должно быть логически обосновано.
В норме тень от носа горизонтальна или слегка направлена вниз.
С мягким источником освещения лучше не тренироваться, так как не видны ошибки.
Свет плоский – портретный фотограф ленивый.
Стараются снимать несколько сбоку.
Свет позволяет подчеркнуть какие-то эмоции.
Нет каких-то конкретных схем, каждый раз свет ставится в зависимости от задачи. Есть принципы работы со светом. Нет правил.
Заполняющий свет делает тени светлее, проявляя там детали, делая тени менее контрастными. Свет не становится мягче — границы света и тени остаются прежними.
Большое заполняющее освещение не даст второй чёткой тени.
Контровой источник освещения выделяет контуры, подчеркивая форму.
Такое решение называется разнесенный контровой свет.
Два источника необходимо, чтобы была свобода съемки под разным углом. Если использовать один прибор за спиной, то он будет неизбежно попадать в кадр.
Моделирующий – светлое пятно в тени, позволяющее лучше передать объем, подчеркнуть детали и их форму.